Национальный союз мясопереработчиков

Деятельность

Союз против ужесточения ответственности за нарушение невыполнимых требований

Проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за нарушение требований технических регламентов» предусматривается увеличение размера штрафа почти вдвое. Штраф за повторное нарушение предлагается заменить оборотным штрафом в размере 3 процентов суммы выручки от реализации продукции за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Статистические данные приводимые в пояснительной записке в целях обоснования разработки и внесения изменений носят весьма общий характер: по информации Роспотребнадзора 2018 году возбуждено 43119 дел об административных правонарушениях, Росстандартом возбуждено 846 дел, Ространснадзором — 1182. При этом не ясно, какие из эпизодов действительно привели к «созданию угрозы» жизни и здоровью, а какие связаны с чисто техническим исполнением требований регламентов, например, неточностью маркировки в части указания пищевой ценности.

Проблема также заключается в том, что в редакции статьи 14.43 КоАП слова «повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений» трактуются контролирующими органами весьма расширительно (особенно «создавшие угрозу»). При этом что такое «угроза», «вред», как их зафиксировать, доказать источник возникновения и измерить последствия не уточняется.

При этом всем известно о существовании невыполнимых требований и неурегулированных законодательных пробелах. На примере мясоперерабатывающей отрасли это указание пищевой ценности и «следовые ДНК», например. В связи с чем ужесточение ответственности за не выполнение заведомо невыполнимых требований не может быть поддержано бизнес-сообществом.

Позиция Союза направлена в государственные органы.

08/2019


Союз мясопереработчиков не поддерживает увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения в стат. отчетности 

В настоящее время публичное обсуждение проходит проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Бизнес-сообществом указанный проект не может быть поддержан по следующим основаниям.

Основным аргументом в пользу разработки и принятия законопроекта является отсутствие у Росстата достаточного количества времени для проведения комплекса процессуальных действий по административному производству.

Рассмотрение дел, предусмотренных статьёй 13.19 КоАП, осуществляется Росстатом и его территориальными органами в срок до 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения. За это время, сетует Росстат, уполномоченными должностными лицами должен быть в полном объёме реализован комплекс процессуальных действий, связанных с осуществлением административного производства по делам об административных правонарушениях, как выявленных самостоятельно, так и возбуждённых на основании материалов, поступивших от иных субъектов официального статистического учёта. Однако, в статье 4.5 КоАП речь идет не только о делах в сфере официального статистического учета. В связи с чем иные полномочные органы также обязаны в установленный срок реализовать весь комплекс процессуальных действий, связанных с осуществлением административного производства.

Вторым аргументом разработчик обозначает проблему при осуществлении межведомственного взаимодействия. Согласно пояснительной записке «объём и качество подготовки материалов, поступающих ‎от иных субъектов официального статистического учёта, не всегда оказываются достаточными для возбуждения и/или рассмотрения дела об административном правонарушении». Согласно статье 2 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В таком случае следует ставить вопрос о применении административных санкций к субъектам официального статистического учета, предоставляющим данные в недостаточном объеме и ненадлежащего качества, а не к респондентам.

Еще одним аргументом разработчик обозначает проблему позднего получения статистических данных, однако, данный вопрос уже урегулирован действующим законодательством, в том числе, предусмотрена административная ответственность. Пояснительная записка говорит также о том, что «в отдельных случаях соответствующие материалы поступают в адрес Росстата и его территориальных органов с задержкой, не позволяющей
‎в установленный срок осуществить предусмотренные законодательством процессуальные действия». В данном пункте не уточняется, от кого Росстат получает материалы с задержкой, однако за несвоевременное предоставление (а также не предоставление или предоставление недостоверных первичных статистических данных) действующей статьей 13.19 КоАП уже предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа.

Считаем нецелесообразным и избыточным увеличение до 2 лет срока давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 13.19 КоАП за не предоставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверных первичных статистических данных.

Кроме того, инициатива законопроекта в корне противоречит курсу Правительства на проведение административной реформы и снижение административной нагрузки на бизнес.

08/2019


Союз поддержал отмену актов Госстандарта

Минпромторгом России подготовлен проект приказа «О признании не подлежащими применению отдельных актов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии по вопросу проведения сертификации продукции». В настоящее время он проходит процедуру публичного обсуждения, которая продлится до 9 августа.

Союзом направлялись предложения по совершенствованию нормативной правовой базы и приведению ее в соответствие с наднациональным законодательством.

Так как Российская Федерация является участником Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., которым установлены общие принципы и правила функционирования системы технического регулирования для государств-участников Союза, обязательные требования, а также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Союза.

Так что постановление Госстандарта России от 28 апреля 1999 г. № 21 «О Правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденное в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» будет признано не подлежащим применению, так как продукция, на которую распространяется действие постановления, является объектом принятых и вступивших в силу технических регламентов Таможенного Союза.

В связи с чем проект Приказа Минпромторга поддержан.

08/2019


Направлены предложения по исключению предприятий отрасли из первой категории опасности по степени причинения вреда окружающей среде

Согласно Постановления Правительства №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее «Постановление 1029») предприятия по производству мяса и мясопродуктов (с проектной производительностью 50 тонн готовой продукции в сутки и более) и ВСЕ бойни отнесены к I категории опасности (объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду) наряду с предприятиями по добыче сырой нефти и газа, металлургическими комбинатами, предприятиями химической промышленности.

В настоящее время Минприроды России подготовлен проект изменений в указанное Постановление. Изучив ситуацию и предлагаемые к внесению изменения, эксперты «Национального Союза Мясопереработчиков» направили предложения по совершенствованию механизма категорирования и исключению части предприятий отрасли из первой категории.

07/2019


Экологическая или органическая?

Идея Президента, ставшая в дальнейшем частью поручения Правительства об использовании природных возможностей нашей страны с целью увеличения производства экологически чистой продукции для внутреннего и внешнего рынка, привело к появлению, в том числе, законопроекта «Об экологически чистой сельскохозяйственной продукции», подготовленного Минсельхозом России.

Рассмотрев указанный законопроект, эксперты НСМ направили в заинтересованные ведомства предложения по его совершенствованию.

07/2019


Предложения в итоговую Резолюцию о ходе реализации Гос программы

По итогам заседания Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, посвященного ходу выполнения Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и возникающих при этом проблемах, НСМ направил предложения в проект итоговой резолюции мероприятия.

В основе выполнения бизнесом всех требований и в том числе, показателей Гос программы должны лежать прежде всего требования выполнимые (!). Если требования заведомо невыполнимые, несущие излишнюю нагрузку, не приводящую к результату, то такие требования надо или пересматривать или отменять. О чем и предложили задуматься сенаторам эксперты НСМ.

07/2019


Направлены предложения по законопроекту о создании и ведении единого реестра субъектов МСП – получателей поддержки

Распоряжением Правительства от 15 июля 2019 г. № 1546-р подготовленный Министерством экономического развития Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки» внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Рассмотрев указанный законопроект, эксперты НСМ направили предложения по совершенствованию документа. В частности, в законопроекте нет конкретного указания ни на уполномоченный на ведение единого реестра орган, ни на норму, устанавливающую правомочие какого-то конкретного органа выполнять данную функцию. Также вызывает сомнение возможность в одну и ту же дату как вносить обновленные сведения в реестр, так и размещать его в сети «Интернет». Это в итоге может стать невыполнимым условием, и породить негативную правоприменительную практику. В связи с чем эксперты НСМ считают целесообразным «развести» эти даты и прописать в законопроекте «внесение сведений до 15 числа», а «размещение в сети «интернет» 15-ого». Также вызывает сомнения необходимость соблюдения указанного в части 4 срока хранения сведений в течение 10 лет.

Все предложения с аргументацией направлены в соответствующие гос. органы для рассмотрения.

07/2019


Направлены предложения по доработке законопроекта об антитеррористической защищенности объектов предпринимательской деятельности

Публичное обсуждение на правовом портале до 1 июля проходил законопроект «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) предпринимательской деятельности», разработанный в целях реализации поручения Протокола заседания Национального антитеррористического комитета от 12 февраля 2019 г. Экспертами «Национального Союза Мясопереработчиков» данный законопроект проработан и разработчикам направлены соответствующие предложения по его доработке.

Законопроектом для целей регулирования относят территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности, направленной на получение прибыли от их пользования.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) предпринимательской деятельности возлагается на правообладателей объектов, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов.

Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяется Перечень объектов (территорий) подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты. Правообладатели объектов (территорий), не включенных в Перечень, самостоятельно определяют содержание и порядок обеспечения антитеррористической защищенности таких объектов (территорий). Для проведения категорирования объекта (территории) в течение одного месяца со дня получения уведомления о включении этого объекта (территории) в Перечень создается комиссия по обследованию и категорированию.

07/2019


Направлены предложения в План работы Комиссии РСПП по АПК на второе полугодие 2019 года 

НП СРО «Национальный союз мясопереработчиков» направил предложения в План работы Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу на второе полугодие 2019 года.

Убеждены, что подготовленная и представленная на заседании Правительства Концепция новой редакции КоАП РФ (комплексный документ, содержащий предложения о развитии правового регулирования в сфере административного права и законодательства об административной ответственности) пока не формулирует ряд важных вопросов, связанных с обновлением правовых основ контрольно-надзорной деятельности. До завершения пересмотра обязательных требований и устранения дублирующих норм считаем в принципе преждевременным планировать существенное ужесточение мер административной ответственности. А такой документ, как КоАП затронет все виды предпринимательской деятельности и крайне важно, чтобы он был качественно проработан.

Обсуждение экспертного сообщества, бесспорно, заслуживает также вопрос расширения перечня маркируемых обязательной маркировкой товаров. Система маркировки была создана в конце 2017 года, ее оператором является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Ранее ожидалось, что в 2019 году маркировка станет обязательной для 12 категорий товаров, в том числе сигарет, лекарств, шин, фотокамер, обуви, блуз, верхней одежды, одежды из кожи, парфюмерии, кухонного и постельного белья. Однако теперь Правительство решило добавить еще восемь групп товаров, и включить в систему кроме всего прочего готовые продукты из мяса и рыбы. Окончательное решение о расширении списка маркируемых товаров еще не принято, однако внедрение подобного механизма способно оказать серьезное влияние на развитие указанных отраслей.

Внесение изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации по мнению бизнес-сообщества, не в полной мере отражает заявленные подходы и соблюдают баланс интересов сторон. В вопросах повышения производительности труда на основе новых технологий и цифровизации также необходимо детально разобраться.

05/2019


Встреча по вопросам развития сотрудничества с руководством ООО «Маекава Рус»

21 мая состоялась рабочая встреча Исполнительного директора «Национального Союза мясопереработчиков» Екатерины Лучкиной с генеральным директором ООО «Маекава Рус» — г-ном Кисэ Рёхей. На встрече обсуждалась возможность взаимодействия между Союзом и компанией «Маекава» как одного из крупнейших мировых производителей промышленного холодильного оборудования, широко применяемого на предприятиях отрасли.

В ходе обсуждения коллеги обменялись актуальной информацией о текущем состоянии дел в мясоперерабатывающей промышленности и достигли соглашения о присоединении ООО «Маекава Рус» к деятельности Союза в качестве Программного партнёра.

05/2019


Союзом подготовлены предложения по совершенствованию работы ветеринарных лабораторий в регионах

В настоящее время Минсельхозом России в целях подготовки материалов к очередному заседанию Постоянно действующей противоэпизоотической комиссии Правительства Российской Федерации, запланированному на 14 мая 2019 г., проводится анализ уровня обеспеченности субъектов Российской Федерации ветеринарными лабораториями.

В рамках анализа оценивались такие показатели, как общее количество ветеринарных лабораторий, имеющихся в их регионе, их транспортная доступность, технологическая оснащенность, качество и сроки проводимых лабораторных исследований.

Достаточным перечень проводимых лабораторных исследований считают только в Москве и Краснодарском крае, остальные регионы оценивают данный показатель крайне неудовлетворительно и считают необходимым дополнить его следующими позициями:

— определение остаточного количества ветеринарных препаратов в сырье;

— гистологическое исследование состава готовой пищевой продукции;

— определение видового состава ДНК в продукции на все виды сырья;

— количественный анализ при/после проведении Полимеразной цепной реакции (ПЦР);

— исследования на ГМО;

— исследования на АЧС, заболевания вирусной этиологии;

— исследования качества питьевой воды.

Развернутую информацию и предложения по совершенствованию работы ветеринарных лабораторий в регионах страны «Национальный Союз мясопереработчиков» направил в ведомство.

04/2019


Союз поддержал инициативу РСПП о восстановлении Общественного делового совета

В ходе заседания по вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности, в том числе реализации «регуляторной гильотины», было высказано предложение о необходимости восстановления деятельности Общественного делового совета, а также создания экспертных рабочих групп по всем направлениям контрольно-надзорной деятельности (КНД) – по 45 направлениям.

Директор Департамента регуляторной политики Правительства РФ Екатерина Салугина-Сороковая отметила, что речь не идет о либерализации требований, в основе проводимой реформы лежит риск-ориентированный подход, поэтому по отдельным направлением КНД контроль, возможно, будет даже усилен, а где-то, наоборот, полностью исключен. «Сейчас идет работа над формированием фильтров и конвейера реформы. Фильтр – это Общественный деловой совет и эксперты. Конвейер – нормотворческая деятельность министерств и ведомств. Мы комплексно пересматриваем КНД, а не обсуждаем отдельные требования», – отметил она. Екатерина Салугина-Сороковая также поддержала предложение РСПП об использовании уже наработанных в рамках первой волны реформирования предложений бизнеса.

Директор Департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития России Надежда Машкова призвала в рамках реформы перестать критиковать старые принципы и нормы законодательства, а «начать говорить о новом, о том, что мы хотим получить после 2021 года, определиться со схемой регулирования, с правилами игры». По ее словам, все, что может регулироваться рынком, и должно регулироваться рынком, то есть определяться интересами потребителей товаров и услуг.

Екатерина Лучкина высказала мнение, что проводимая в настоящее время реформа – это не только реформа на бумаге, но прежде всего это реформа в головах. Так как многие участники заседания не могут даже представить себе, что проверять, если требование о наличии козырька в зоне разгрузки перестанет быть обязательным. Однако, пора перестать считать всех бизнесменов мошенниками и злодеями, и, если наличие пресловутого козырька действительно оправдано, предприниматель сам сделает его, еще и бОльшего размера, чтобы не допустить причинения вреда своим потребителям, их жизни и здоровью, а также иным охраняемым законом ценностям. По итогам заседания «Национальный Союз Мясопереработчиков» направил в РСПП предложения по реализации механизма «регуляторной гильотины».

04/2019


Робототехника в мясопереработке. Разговор о будущем

Исполнительный директор «Национального Союза Мясопереработчиков» Екатерина Лучкина провела рабочую встречу с руководством компании Bitrobotics — первым российским производителем робототехнических систем для линий производства, укладки и упаковки продукции.

В настоящее время компания Bitrobotics получает «прописку» в ОЭЗ «Технополис Москва», как ее резидент и строит новое высокотехнологичное производство.

На встрече обсуждались актуальные проблемы и задачи, стоящие перед игроками мясоперерабатывающей отрасли, в том числе: автоматизация технологических процессов, безопасность труда и повышение общей эффективности производства. Компания Bitrobotics представила свои идеи к реализации в рамках совместного сотрудничества с Союзом, были рассмотрены возможные варианты развития сотрудничества, в том числе, возможности участия компания Bitrobotics в партнёрской программе «Национального Союза Мясопереработчиков».

04/2019


Радиация: страшно-интересно

НП СРО «Национальный союз мясопереработчиков» направил предложения в проект Рекомендаций круглого стола, посвященного вопросам применения ионизирующего облучения в пищевой промышленности.

Технологию обработки пищевой продукции ионизирующим излучением применяют все большее число стран во всем мире как для увеличения биобезопасности, так и для расширения возможностей при осуществлении международной торговли.

Безвредность обработки ионизирующим излучением любого продукта при поглощенных дозах до 10 кГр гарантируется совместными рекомендациями ВОЗ/ФАО/МАГАТЭ.

Технология обработки ионизирующим излучением, уменьшая микробную загрязненность продукции и одновременно обеспечивая уничтожение патогенных микроорганизмов решает, как минимум, две важнейшие задачи:

  1. делает продукцию более безопасной для потребителя;
  2. позволяет увеличить допустимые сроки хранения.

Как и в случае применения любой обработки, производитель, совместно с организацией, проводящей обработку продукта, проверяет все нормируемые показатели конкретного продукта после обработки. В этом отношении обработка ионизирующим излучением ничем не отличается от других видов обработки и для применения запретительных мер нет веских оснований.

Однако, учитывая сложившееся негативное общественное мнение по вопросам «радиационного» облучения, необходимо проведение системной просветительской работы с населением в данном вопросе.

04/2019


Поздравляем юбиляра – МПА!

НП СРО «Национальный союз мясопереработчиков» направил поздравительный адрес в Международную промышленную академию в связи  с 50-летним юбилеем!

Полвека – это достаточно продолжительный срок для того, чтобы оглянуться назад и оценить пройденный путь. Образованный в 1969 году Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов отрасли хлебопродуктов и комбикормовой промышленности (ИПК), в 1992 году расширивший сферу деятельности и преобразованный в Институт перерабатывающей промышленности (ИПП), а с 2001 года получивший академический статус и носящий имя Международной промышленной академии, прошел большой и славный путь, задавая и сохраняя высокие стандарты образования для руководителей и специалистов предприятий и компаний агропромышленной сферы.

За прошедшее время Международной промышленной академии удалось добиться серьезных успехов в подготовке кадров для агропромышленной сферы и для предприятий пищевой промышленности в частности, благодаря которым академия занимает достойное место среди ведущих учебных заведений дополнительного профессионального образования Российской Федерации.

04/2019


Предложения по уточнению перечня должностей для прохождения обязательного психиатрического освидетельствования

В рамках реализации механизма формирования системы актуализированных обязательных требований, а также по прекращению действия устаревших нормативных правовых актов («регуляторная гильотина») НСМ представил предложения по отмене устаревших обязательных требований и формированию новой системы нормативно-правового регулирования, в том числе, в части избыточных требований прохождения обязательного психиатрического освидетельствования.

Согласно действующего законодательства, работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет за счет средств работодателя.

Психиатрическое освидетельствование проводится комиссионно.

При этом для целей надзора используется Перечень медицинских психиатрических противопоказаний, утвержденный Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377.

Таким образом, требуется проводить психиатрическое освидетельствование как минимум половины работников, занятых в стране – 43 млн. человек. Под психиатрическое освидетельствование попадают:

— Все работники вредных и опасных производств;

— Все строители;

— Все шахтеры;

— Все работники, обслуживающие сосуды под давлением, кочегары, операторы котелен;

— Все работники – токари, фрезеровщики, штамповщики;

— Все работники предприятий пищевых отраслей промышленности, общественного питания и торговли;

— Все медицинские работники, работники учебно-воспитательных учреждений, детских и подростковых оздоровительных учреждений;

— Обслуживающий персонал гостиниц;

— Все работники животноводческих ферм и комплексов.

И если в отношении прохождения подобного освидетельствования работниками детских и медицинских учреждений ни у кого не возникает никаких вопросов, то в отношении работников бэк-офисов, например, торговых организаций, вопрос о целесообразности возникает сам собой.

По факту в большинстве населенных пунктов, кроме крупных городов, комиссии для психиатрического освидетельствования не созданы и выполнить требования Трудового Кодекса Российской Федерации работодатели попросту не могут.

Цена за психиатрическое освидетельствование составляет от 3000 до 5000 за одного работника, а в некоторых городах и до 15 000 рублей, и является обременительной для предпринимателей, даже при затратах один раз в пять лет.

Таким образом, требуется пересмотр норм действующего законодательства и уточнение списка должностей работников, в отношении которых проводится обязательное психиатрическое освидетельствование.

04/2019


 

НСМ направил предложения по снижению административной нагрузки на бизнес в части предоставления статистической отчетности

На основании проведенного анализа нормативно-правовой базы и правоприменительной практики «Национальный Союз Мясопереработчиков» сформулировал и направил в заинтересованные ведомства первые предложения по снижению административной нагрузки на бизнес в части предоставления статистической отчетности, т.к., несмотря на проводимую в стране реформу контрольно-надзорной деятельности, призванную уменьшить административную нагрузку на бизнес, количество предоставляемых форм отчетности имеет тенденцию к увеличению.  Во-первых,  ввиду развития статистики, расширения возможностей цифровой обработки данных, увеличивается количество наблюдаемых явлений. Во-вторых, наблюдается тенденция, когда в случае отсутствия у предпринимателя наблюдаемого явления он все равно должен предоставить «нулевой» отчет или письмо об отсутствии у него наблюдаемого явления.

Федеральная служба государственной статистики (Россстат) обязана уведомлять субъекты малого и среднего предпринимательства о проводимом в отношении них статистическом наблюдении. А субъекты бизнеса обязаны представить запрашиваемую у них статистическую информацию по утвержденным Росстатом отчетным формам. Однако по факту уведомления представители бизнеса не получают.

В связи с чем «Национальный Союз Мясопереработчиков» предлагает следующее: если Росстат не уведомил предпринимателя о проводимом в отношении него статистическом наблюдении, то требования к нему о предоставлении в срок отчетности следует признать нелигитимными; если отсутствует наблюдаемое явление у предпринимателя – то и предоставлять отчет незачем; и, конечно, признать нелегитимным и избыточным требование предоставлять экземпляр годового бухгалтерского отчета.

04/2019