Национальный союз мясопереработчиков
4 недели назад
Сохранить к себе:
Запись Новости

«Головные боли» отрасли. Результаты исследования

«Головные боли» отрасли. Результаты исследования

В сентябре 2019 года маркетинговое агентство «MegaResearch» провело по поручению «Национального союза мясопереработчиков» масштабное исследование методом глубинных интервью, в ходе которого аналитики компании изучили ситуацию на рынке мясопереработки. Особое внимание было уделено региональным предприятиям. Это крупные комбинаты, которыми руководят профессионалы с опытом работы в отрасли 10–15 лет и более, пережившие смутные 90-е, дефолт, «тучные» 2000-е и вместе со всем нашим обществом вступившие в кризисный период 2015–2016 годов. Перед этими людьми хочется снять шляпу, ведь они прошли через все непростые времена, создали и сохранили свой бренд и до сих пор кормят нас вкусными и полезными продуктами. Сейчас им непросто, поэтому аналитики агентства попросили их рассказать об основных проблемах, с которыми они сталкиваются в своей работе.

Интервью получились живыми, конструктивными, местами очень эмоциональными. Видно, что практически у всех участников рынка «накипело». Задачей агентства было проанализировать все ответы, классифицировать выявленные проблемы и предложить способы их решения на основе профессионального опыта участников интервью.

Предлагаем Вам ознакомиться с полученными результатами. В материале ниже Вы найдете кратко описание основных «головных болей отрасли». Подробно и детально результаты исследования были представлены на одном из собраний членов «Национального союза мясопереработчиков». Там же состоялась дискуссия по основным острым моментам.

И так.

10 «головных болей» отрасли мясопереработки

Каждое производство по-своему уникально, поэтому каждый руководитель говорил о тех аспектах своей деятельности, которые близки именно ему. И вместе с тем все говорили об одном и том же: отрасль стагнирует, маржинальность бизнеса падает, жить так, как жили 5 лет назад, уже нельзя, нужно приспосабливаться к тем условиям, которые сложились сейчас. А сложились они под влиянием десяти основных причин, которые так или иначе респонденты называли в каждом интервью.

  1. Нестабильность цен на сырье. По словам собеседников, бывали периоды, когда за неделю оптовая цена мяса изменялась на 40%. Сейчас ситуация немного выровнялась, но от повторения таких скачков по-прежнему не застрахован никто.
  2. Африканская чума свиней (АЧС). Несет большие риски как для владельцев свинокомплексов, так и для переработчиков. При закупке переработчиками сырья, прошедшего ветеринарный контроль, гарантий того, что контролирующие органы не выявят в нем болезнь задним числом, нет ни у кого.
  3. Ужесточение требований контролирующих организаций. Проверяющие органы во многом дублируют друг друга, нормативы периодически меняются без согласования между ведомствами, главная задача любого инспектора — найти нарушение и выписать штраф, а не помочь предприятию наладить нормальную работу. Отдельная проблема — экологический контроль и высокая стоимость очистного оборудования.
  4. Монополизация рынков сырья и производства.
  5. Пропаганда «Антиколбаса». Ряд публикаций в средствах массовой информации закрепил в сознании потребителей неверное мнение о вреде колбасы и колбасных изделий.
  6. Широкий ассортимент. Управление номенклатурой из нескольких сотен позиций увеличивает себестоимость мясопереработки на 5–10%, что в условиях текущей маржинальности производителей очень существенно.
  7. Падение платежеспособного спроса населения. Реальные доходы потребителей снижаются на протяжении последних шести лет, это отражается на спросе даже на самые популярные продукты питания.
  8. Низкая производительность труда. Проблема частично связана с предыдущей — для выпуска большого количества наименований требуется частая перенастройка оборудования и множество ручных операций, при этом устанавливать автоматизированную линию на каждое направление не всегда рентабельно.
  9. Высокая финансовая нагрузка, отсутствие дешевых кредитов. Предприятиям приходится выделять значительные средства на закупку запасов сырья в период низких цен, транспортные расходы, выполнение предписаний проверяющих органов и т. д. Кроме того, специфика сбытовой политики порождает высокий уровень дебиторской задолженности в отрасли.
  10. Взаимоотношения с торговыми сетями. Федеральные сети выставляют жесткие условия, вести переговоры с ними сложно. При этом доля продаж через сетевую розницу сейчас составляет 65–70% и, по оценкам экспертов, с течением времени будет только расти.

Отрадно, что практически все опрошенные эксперты сходятся во мнении, что описанные трудности — это хоть и суровая, но реальность, в которой приходится существовать и под которую нужно подстраивать бизнес. Многие делились собственным опытом, кто-то высказывал предложения, что можно сделать в той или иной ситуации. Однако совершенно очевидно одно: главная проблема мясопереработчиков сейчас заключается в том, что они пытаются противостоять перечисленным угрозам поодиночке, а существующий уровень проблем требует коллективных действий. Поэтому для того чтобы выжить в этой непростой обстановке, нужно объединяться вокруг сильного и мощного центра и выступать единым фронтом. Тем более что такой центр в отрасли есть — это Национальный союз мясопереработчиков.

О том, какие «таблетки» от головных болей - возможные решения перечисленных выше проблем предложили интервьюируемые и что можно сделать совместными усилиями читайте в наших следующих материалах.

Сохранить к себе: