Национальный союз мясопереработчиков
1 неделя назад
Сохранить к себе:
Запись Новости

Пандемийные тренды на рынке торговой недвижимости

Пандемийные тренды на рынке торговой недвижимости

Все уже поняли, как все скучали по «доковидной» жизни, по свободе передвижения и опыту, который может дать только оффлайн-формат общения и покупок, по эмоциям от похода в ресторан, кинотеатр или развлекательный центр.

Но не станет ли это скоро неосуществимой мечтой?

Ведь пандемия вернула показатель ввода торговых центров в России на уровень 2003 года: по итогам 2020 года в России, за исключением двух крупнейших городов страны (Москвы, Санкт-Петербурга) и Московской области, введено 198 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости, что является минимальным показателем фактически за всю современную историю развития рынка торговой недвижимости.

Новые продуктовые магазины в России тоже стали открываться реже. Несмотря на то, что в период пандемии СOVID-19 у продуктовых ритейлеров наблюдался рост продаж, кризис коснулся и их, и за последние три года в этой отрасли наблюдается самая плохая динамика по открытиям новых магазинов в России.

Однако, эксперты не так пессимистичны, уточняют, что не только пандемия всему виной, тенденция наблюдалась и ранее – еще с 2016 года, и ежегодное замедление прироста торговых площадей объясняется банальным насыщением рынка предложениями.

Фокус на рынке торговой недвижимости сместился с бурного строительства больших моллов в сторону реконцепции существующих проектов в городах с высокой насыщенностью торговыми площадями и строительство небольших окружных и районных торговых центров в городах, где спрос на них еще не удовлетворен.

Но, может, пандемия все же внесла свою лепту? И, например, действительно, эпидемиологическую безопасность сложно обеспечивать? Это вообще возможно -  в условиях работы большого торгового центра обеспечить безопасность? Сегодня, как никогда раньше <в пандемию> специалисты по безопасности на основе полученного опыта уже могут рассказать об эффективно работающих на их территориях инструментах.

Больше всего сложностей до сих пор возникает у сотрудников охраны, работающих на входе в ТРЦ, где еще весной 2020 года были установлены двойные и тройные посты охраны. В те времена примерно 70% людей использовали маски и перчатки, а 30% проходили без них. Действительно работающими оказались следующие инструменты:

– применение табличек с надписью: «Наденьте, пожалуйста, маску». Этот простой (и бюджетный) инструмент сыграл огромную роль, т.к. некоторые покупатели довольно агрессивно реагировали на замечания и просьбы охранников, в то время как реакция на охранника, показывающего табличку, всегда была максимально адекватной;

– увеличение частоты объявлений внутри торгового центра. Пройдя внутрь ТРЦ многие снимают маски, а потому необходимо регулярно напоминать людям о безопасности. Изначально объявления по громкоговорителю о необходимости соблюдать «антиковидные» меры звучали раз в полчаса, затем стали повторяться каждые 10 минут;

– ростовые фигуры в виде охранников с табличками «Наденьте, пожалуйста, маску», расставленные в торговом центре, также стали еще одним напоминанием для посетителей.

Данные меры позволили сократить количество посетителей без масок до 5-10%. Сейчас на 1000 человек в масках встречается примерно 2-3 человека, которые категорически отказываются надевать СИЗ. Что с ними делать? Они даже могут знать о том, что маски следует носить и при низкой температуре воздуха, так как чем она ниже, тем на самом деле комфортнее вирусу, и тем дольше он живет. А при самых низких температурах —70 он сохраняет свою жизнеспособность и может храниться тысячелетиями. 

Но все попытки остановить таких людей неизбежно приводят к конфликту. При этом охрана должна думать не только о безопасности, но и о репутации торгового центра.

Что же касается продуктового ритейла и влияния на него пандемии, то с января по сентябрь 2020 года рост числа продуктовых магазинов составил всего 3,4% (до 139,6 тысяч), тогда как за тот же период 2019 года прирост составил 19,5%, до 135 тысяч точек.

Представители ритейлеров объясняют снижение темпов открытия новых магазинов кризисом, вызванным пандемией. В «Магните» подчеркнули, что пандемия заставила ритейлера придерживаться консервативной позиции. У X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») за 11 месяцев прирост торговых точек составил 6,4%, до 16,2 тыс. магазинов. Представители сети «Верный» отметили, что если до кризиса крупные сети массового открывали новые точки, то теперь они вынуждены активно закрывать нерентабельные магазины.

Кроме того, многие торговые сети просто не успели открыть запланированное число магазинов из-за ограничений во время режима самоизоляции.

По материалам открытых источников

Сохранить к себе: