Национальный союз мясопереработчиков
7 дней назад
Сохранить к себе:
Запись Новости

Президенту доложили об «успешном» развитии системы маркировки товаров в РФ

Президенту доложили об «успешном» развитии системы маркировки товаров в РФ

9 сентября Президент Российской Федерации Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл совещание с членами Правительства, посвященное развитию системы маркировки товаров. С докладом о результатах и перспективах проекта выступил Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. По его словам, проект маркировки охватывает уже 12 товарных групп, а число эмитированных кодов (QR и data matrix) приближается к 20 миллиардам.

Основы для внедрения маркировки товаров Правительство начало формировать в 2016 году. Апологеты внедрения системы маркировки средствами идентификации обосновывают необходимость ее внедрения борьбой с контрафактом, контрабандой, фальсификатом и обелением рынка.

Акцент был сделан на создании цифровой и регуляторной среды, что по замыслу ведёт к повышению прозрачности рынка. Но много ли контрафакта и контрабанды есть, например, в молочной, мясной и рыбной отраслях? Ведь в отношении этой продукции уже действуют эффективные и довольно жесткие регулирующие нормы и государственные системы (тот же Меркурий, призванный обеспечить прослеживаемость и избавить от фальсификата и контрафакта).

В качестве модели осуществления проекта был избран формат государственно-частного партнёрства без привлечения бюджетных средств и определён единый оператор системы маркировки.

Сегодня в обязательном режиме маркируются меховые изделия, табачная продукция, обувь и лекарства. До конца этого года вступит в силу требование по фототоварам, шинам и парфюмерии, а с января следующего года маркировка станет необходима для товаров легпрома и молочной продукции.

Из выступления Дениса Мантурова: «Мы уже видим на сегодняшний день ощутимый экономический и социальный эффект от реализации проекта. В частности, по лекарствам нам совместно с Росздравнадзором удалось выявить работу так называемых чёрных фармацевтов, которые в Москве торговали льготными препаратами для терапии ВИЧ и онкозаболеваний, предназначенными для пациентов других регионов.

По табаку после внедрения маркировки на рынке вдруг появились сразу 10 новых производителей, а это более 30 процентов от их общего числа. И вряд ли это можно объяснить неожиданным инвестиционным бумом. Очевидно, что введение маркировки просто повлекло за собой выход из тени отдельных компаний. В результате доля нелегальной продукции на табачном рынке за год снизилась с 15,5 процента до 10,5, а поступление в бюджет акцизных сборов за семь месяцев увеличилось на 54 миллиарда рублей.

Маркировка позволила увидеть глубину внутреннего рынка обуви. Первоначально эксперты оценивали его объём в 400 миллионов пар. Потребность в нанесении кодов обязала продавцов легализовываться, в итоге с начала года в оборот введено уже более миллиарда 300 миллионов пар обуви, а это, как и по табаку, дополнительные налоги, которые раньше в бюджет не поступали».

Однако, продолжение проекта в условиях глобального экономического кризиса по мнению представителей отраслевых объединений негативно отразится на добросовестных участниках рынка и станет препятствовать свободному передвижению товаров между странами.

Минпромторг пытается указать на положительные эффекты для потребителей: «это и надёжность, и гарантия подлинности, и полнота информирования. Сегодня граждане через специальное бесплатное приложение на телефоне могут, не отходя от кассы, отсканировать коды и получить все данные по товару на полке, а при нарушении – сразу же подать жалобу». Но, во-первых, вся информация о товаре есть как минимум на маркировке: от пищевой ценности до адреса производителя, во-вторых, в отдаленных регионах, где, возможно, каким-то образом все же на полках появляется товар «с нарушениями» нет ни такой скорости интернета ни такого количества  гаджетов, способных такие функции выполнять, в-третьих, какие нарушения можно выявить таким способом? – ведь отсканировать реальный состав, например, или соответствие пищевой ценности все равно не получится.

Кстати, некоторые депутаты, например, член Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный упорно настаивают на расширении перечня маркируемых товаров и включении в него продуктов питания. Интересно, избиратели это тоже поддерживают? Ведь все прекрасно понимают, что затраты всегда ложатся в себестоимость, а, значит, на потребителя. По оценкам экспертов рынка, наиболее заметное удорожание продукции произойдет в товарных категориях со сравнительно низкой ценой за единицу товара, к которым, в частности, и относятся продукты питания.

На это Минпромторг отвечает в привычной манере «все хорошо, прекрасная маркиза»: «Реализовывая проект, мы пристально отслеживаем также влияние маркировки на стоимость и доступность продукции: оно существенно ниже инфляции, а по молоку мы не ожидаем роста более 1,8 процента на единицу продукции». Странно, но молочники озвучивают совсем другие цифры…

Глава государства все выслушал, но комментировать не стал…?

Сохранить к себе: