Национальный союз мясопереработчиков
3 недели назад
Сохранить к себе:
Запись Новости

Придется резать: ассортимент большинства мясоперерабатывающих комбинатов требует оптимизации (часть 1)

Придется резать: ассортимент большинства мясоперерабатывающих комбинатов требует оптимизации (часть 1)

По итогам большого исследования, которое маркетинговое агентство «MegaResearch» проводило в сентябре 2019 года по поручению «Национального Союза Мясопереработчиков», было опрошено более 20 руководителей мясоперерабатывающих предприятий по всей России с целью определить основные проблемы, с которыми сталкиваются игроки этого рынка. Оказалось, что проблем довольно много, причем часть из них носит системный характер, поэтому для их решения требуется долгая и кропотливая работа. Но есть несколько задач, которые можно решать локально, в рамках конкретного предприятия. Одна из них — эффективное управление ассортиментом.

Почему мясоперерабатывающие предприятия производят так много разных продуктов

Почти все опрошенные эксперты признали, что ассортимент на их предприятиях шире, чем необходимо, и это порождает дополнительные издержки, которые ложатся на себестоимость и снижают прибыльность и так не слишком маржинального бизнеса. Часто прайс-лист на отгружаемую продукцию содержит 200–300 позиций (SKU), причем по многим из них затраты на управление превышают экономический эффект. Среди причин такого положения вещей респонденты указывали:

- исторически сложившуюся ситуацию. В период роста рынка (середина–конец 2000-х годов) предприниматели всячески стремились показать успешность своего дела — считалось, что чем шире ассортимент, тем лучше бизнес. Сейчас развитие идет в обратном направлении — крупные компании концентрируются на выпуске нескольких наименований, минимизируют удельные издержки и получают ценовое преимущество над более мелкими конкурентами за счет эффекта масштаба;

- необходимость комплексной переработки сырья на предприятиях полного цикла, имеющих в своем составе животноводческие комплексы.

- особенности работы с федеральными торговыми сетями. Выпуск товара в разных оболочках, упаковках, весовых соотношениях и способах обработки позволяет предложить каждой торговой сети свой уникальный ассортимент, «развести» продукцию по разным сетям;

- специальные требования торговых сетей по упаковке. Проблема появилась относительно недавно, но заметно осложнила жизнь всем производителям, в том числе и мясопереработчикам. Некоторые сетевые магазины стали требовать продукцию с нанесенным на упаковку уникальным штрих-кодом, соответствующим требованиям этой сети. Теперь даже если у производителя на складе есть необходимые позиции, но они промаркированы для одной сети, он не может оперативно перебросить их в другую, требующую срочного увеличения поставок — необходимо выпускать продукты еще раз, раздувая и без того неоптимальный по размеру ассортимент;

- поиск своей ниши на рынке. Некоторые участники интервью говорили о том, что на фоне снижения общей маржинальности они производят основную номенклатуру с минимальной рентабельностью, загружая этим свои производственные мощности и персонал, и при этом открывают новые позиции в небольших сегментах рынка, где конкуренция и маржинальность выше.

В сложившихся в отрасли условиях работать в таком режиме слишком широкого ассортимента — неоправданная роскошь. Классический маркетинг развития бренда с целью получения дополнительной премии за популярную марку уходит в прошлое, на первое место вышла цена — конечные потребители, а вслед за ними и сетевые магазины (у них своя, достаточно жесткая конкуренция за клиентов) требуют дешевых продуктов и регулярных акций. А для этого производителям нужно минимизировать свою себестоимость.

О том, что может дать сокращение ассортимента читайте в наших следующих материалах.

Сохранить к себе: