Национальный союз мясопереработчиков
2 недели назад
Сохранить к себе:
Запись Новости

Придется резать: что дает сокращение ассортимента (часть 2)

Придется резать: что дает сокращение ассортимента (часть 2)

По итогам большого исследования, которое маркетинговое агентство «MegaResearch» проводило в сентябре 2019 года по поручению «Национального Союза Мясопереработчиков», было установлено, что ассортимент многих предприятий шире, чем объективно необходимо, что, в свою очередь, порождает дополнительные издержки, ложащиеся на себестоимость и снижающие прибыльность и без того не слишком маржинального бизнеса.

Были выявлены причины такого положения вещей. Теперь поговорим о том, что может дать сокращение ассортимента.

По оценкам игроков рынка, издержки от раздутого ассортимента вносят в себестоимость готовой продукции от 5 до 10%. Участники интервью говорили, что идеально было бы сократить число единиц товара в несколько раз и в качестве примера приводили самые крупные, всем известные предприятия отрасли, где ассортиментный ряд измеряется десятками наименований, а на каждом направлении производства стоит автоматическая линия.

Но не все настолько крупны и что же им делать в такой ситуации? В любом случае – придется «резать», сужать ассортимент, но в той пропорции, которую диктуют особенности конкретного производства и его сбытовой системы. Понятно, что для поддержания жизнедеятельности большого комбината нужен объем. Здесь нужно определять основные, генерирующие финансовые потоки позиции, и постепенно убирать менее эффективные. Однако не следует пренебрегать возможностями «развести» ассортимент по разным торговым сетям, а также удовлетворить различные требования сетей по ассортименту на полке и упаковке.

Одна из возможностей — заключение договора на выпуск продукции под собственной торговой маркой какой-либо из сетей (СТМ). Это, конечно, несет в себе определенные риски, но, по полученной специалистами агентства информации, некоторые игроки используют этот подход довольно успешно. Тема СТМ обширна и многогранна, поэтому «Национальный Союз Мясопереработчиков» планирует поручить агентству «MegaResearch» отдельное исследование на эту тему, с некоторыми результатами которого мы обязательно поделимся с Вами на нашем сайте. Полная версия материалов будет представлена к обсуждению на одной из встреч членов НСМ.

Пока же стоит отметить, что по словам респондентов, в разных сетях и по разным изделиям условия могут сильно отличаться и необходимо выбирать направление под свою специализацию и объемы производства.

У менее крупных производителей, особенно работающих на региональных рынках и менее зависимых от розничных сетевых магазинов, политика работы с ассортиментом может отличаться. Они чаще всего ориентируются на конечных потребителей, поэтому хорошо знают спрос, просчитывают эффективность перед запуском каждой новой позиции и «режут» свой ассортимент гораздо быстрее, поскольку не имеют больших финансовых ресурсов. В целом они более гибки и подвижны и потому реагируют на все изменения более оперативно.

Анализ MegaResearch показывает, что за этой гибкостью будущее — федеральную розницу все больше оккупируют крупные вертикально ориентированные холдинги, всем остальным остаются региональные рынки и те позиции в сетевом ритейле, которые не интересны холдингам. Они слишком забюрократизированы, поэтому решения там могут приниматься неделями и месяцами. Сетям же часто нужен ответ «еще вчера», у них есть и всегда будет запрос на поставщиков, с которыми можно договариваться в режиме реального времени. Именно в этот формат стоит переходить уже сейчас всем тем, кто хочет приспособиться к изменениям, которые ждут рынок мясопереработки в ближайшем будущем.

Необходимость сокращения номенклатуры выпускаемых изделий не вызывает сомнений у подавляющего большинства ответственных лиц на предприятиях мясопереработки. Конечно, это непросто, но для решения задачи есть проверенные практикой методы анализа и управления ассортиментом. А главное — это можно делать уже сегодня и результат не заставит себя ожидать.

Жизнь показывает, а опрошенные специалисты подтверждают, что неэффективные предприятия на этом рынке удержаться не смогут, поэтому снижение издержек сейчас — вопрос жизни и смерти бизнеса в будущем.

Сохранить к себе: