Национальный союз мясопереработчиков
1 неделя назад
Сохранить к себе:
Запись Новости

Цены на продукты ожидаемо растут

Цены на продукты ожидаемо растут

В 2001-2019 гг. наблюдается устойчивое наращивание объемов производства мяса в России. Увеличение предложения ожидаемо должно приводить к снижению цены на внутреннем рынке. Но это в идеале, а в реалиях ситуация развивается иначе. Тому способствует ряд факторов.

В 2020 году произошел значительный рост цен на ключевые компоненты кормов: кукуруза подорожала на 29,7%, пшеница – на 52,1%, масло подсолнечное – на 43,6%, шрот подсолнечный – на 63,9%, шрот соевый – на 43,4%, соя полужирная – на 30,7%, премиксы – на 38,6%, кормовые добавки – на 46,3%, лизин – на 47,6%.

Таким образом, в 2020 году затраты сельхозтоваропроизводителей на производство продукции выросли на 45-50%. Как следствие: увеличение цен производителей мясного сырья как в оптовом, так и в розничном звене, несмотря на усилия федеральных органов власти и ФАС по их сдерживанию. Так, средняя потребительская цена свинины выросла на 3,8% с начала 2020 года. С начала года килограмм мяса бройлера подорожал на 3,5%.

При этом объективно, на ценообразование, помимо затрат на производство и закупку кормов, влияют внутренние объемы производства свинины, птицы и говядины, объемы и цены импортного мяса, курс национальной валюты, зависящая от уровня реально располагаемых доходов покупательная способность населения, даже погодные условия и связанные с ними возможности приготовления мяса вне дома, ограничения, вызванные распространением коронавирусной инфекции COVID-19, и др.

Также на ценообразование значительное влияние оказывает ситуация с распространением в России африканской чумы свиней и птичьего гриппа, запрет на импорт инкубационного яйца из стран Европейского Союза.

Вместе с тем перечисленные выше факторы не могут не влиять, в свою очередь, на себестоимость производимой из мясного сырья продукции. В структуре себестоимости производимой промышленным способом готовой мясной продукции более половины (55% среднеотраслевой показатель) занимают расходы на сырье и материалы.

Дополнительно росту себестоимости производимой промышленным способом готовой мясной продукции способствуют также ослабление рубля, негативный эффект от которого усиливается со временем по мере вовлечения в производственный процесс компонентов по новым ценам, удорожание дизельного топлива и электроэнергии, рост стоимости упаковочных материалов, гофро-картона, а также оборудования, расходных материалов и узлов к нему. Дополнительным сквозным фактором повышения затрат является сохранение инфляционных процессов в экономике, ускорившихся в конце года.

Очевидно, что при сохранении продолжающегося влияния обозначенных негативных факторов, основным из которых является рост цен на мясное сырье, переработчики будут вынуждены транслировать рост цен в продукцию, поставляемую в торговые сети.

Все понимают, что сейчас, когда в России уже несколько лет реальные доходы населения падают, да еще в условиях пандемии, повышение цен крайне негативно скажется на объемах продаж.

Но подобная ситуация складывается и в других отраслях. «Компания «Данон» заявила об увеличении стоимости от 1,7- 6% на различные категории, а «Вимм-Билль-Данн» («PepsiCo») – от 2- 5%, и мы с этой позицией согласились. … Заявила об увеличении стоимости сыра на 6% компания «Умалат», и мы тоже положительно рассмотрели их заявку. Саратовскому «МолАгроторгу», уведомившему о повышении стоимости продукции на 5 – 10%, отказали», - рассказала генеральный директор АО «Гулливер» Елена Сорокина.

«Молочный рынок – это зрелый, высококонкурентный рынок. Поэтому, например, только повышением оборота продукции оптимизацию не сделать.   Нужно подходить комплексно. Необходимо не теряя обороты, а лучше даже увеличивая их, заниматься снижением операционных, то есть повседневных расходов, и более рационально управлять запасами.  Для решения такой задачи хорошо подходит «Бережливое производство», которое исключает процессы, приводящие к дополнительным затратам. Данная модель оптимизации производства уже несколько лет успешно внедряется и работает у нас на заводе, - рассказал генеральный директор «Уфагормолзавод» Ильдар Файзуллин.

Сокращение издержек - это постоянный процесс. Существуют два основных пути - увеличивать продажи и сокращать издержки. Для чего оптимизировать продуктовую матрицу, заменяя неприбыльные продукты; снижать затраты на логистику, оптимизировать производственные линии, закупку комплектующих.

Но в текущей ситуации именно рост цен на мясное сырье, упаковку, логистику, специи, оболочки, запчасти и проч – это наиболее существенные факторы, повышающие себестоимость готовой продукции. Арифметика простая: если компоненты кормов дорожают, а рубль теряет стоимость, мы наблюдаем повышение стоимости сырья и, как следствие - себестоимости готовой продукции.

На сколько точно вырастут цены? – никто однозначно сейчас сказать не сможет. На данный момент согласно официальной информации Росстата индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) января составил 100,7% к декабрю прошлого года. Но по отношению к январю (месяц к месяцу) прошлого года цифра уже совсем другая и составляет 105,2%. При этом на продовольственные товары цены выросли на 7%.

Сохранить к себе: